Декримина­лизация наркотиков в Португалии. Библиотека

Самый бесполезный наркотик в мире

Результат: сокращение связанной с наркотиками смертности и заболеваемости и увеличение спроса на лечение от наркотической зависимости.

Краткое содержание

С 1 июля 2001 года на всей территории Португалии действует закон о декриминализации всех видов наркотических средств, включая кокаин и героин. Согласно новому законодательству, произошла «декриминализация», а не «легализация» наркотических средств. Таким образом, по закону хранение наркотиков в целях личного употребления и само употребление наркотиков по-прежнему запрещены, но нарушения этих запретов считаются исключительно административными и выведены из сферы уголовного права. Контрабанда наркотиков продолжает считаться уголовным преступлением.

Хотя другие государства Европейского союза разработали различные формы фактической декриминализации — когда употребление веществ, признанных менее серьезными (например, марихуаны) лишь в редких случаях ведет к уголовному преследованию — Португалия остается единственным государством-членом ЕС, где принят закон, четко провозглашающий наркотики «декриминализованными». Поскольку с начала действия португальской системы декриминализации прошло более семи лет, имеются обширные данные, позволяющие оценить ее эффект.

Примечательно, что с 2001 года декриминализация пользуется в Португалии все большей популярностью. Если не считать ряда крайне правых политиков, то за отмену закона 2001 года выступают очень немногие политические движения страны. Несмотря на то, что многие ощущают, что для повышения эффективности португальской декриминализации необходимо провести бюрократические изменения, вопрос об обратной криминализации наркотиков, по сути, не стоит. Более того, ситуация не стала развиваться ни по одному из кошмарных сценариев, которыми стращали противники декриминализации до принятия закона, — от резкого роста употребления наркотиков среди молодежи до превращения Лиссабона в пристанище для «наркотуристов».

Политический консенсус в пользу декриминализации неудивителен в свете релевантных эмпирических данных. Эти данные указывают на то, что декриминализация не вызвала роста употребления наркотиков в Португалии, уровень которого по многим критериям принадлежит к числу самых низких в ЕС, в особенности по сравнению с государствами со строгими режимами криминализации. Уровень употребления после декриминализации остался примерно таким же или даже несколько снизился по сравнению с другими государствами ЕС, но уровень патологий, связанных с наркотиками, — таких, как заболевания, передающиеся половым путем, и смертельные случаи в результате употребления наркотиков — резко снизился. Эксперты в области политики по контролю за оборотом наркотиков приписывают эти позитивные тенденции расширившимся возможностям португальского правительства по предложению гражданам программ лечения, что стало возможным — по разным причинам — благодаря декриминализации.

В настоящем докладе оценивается португальская политика по контролю за оборотом наркотиков в контексте подхода ЕС к наркотическим средствам.

Кроме того, в докладе отражены данные, касающиеся тенденций в сфере оборота наркотиков в Португалии до и после декриминализации. Последствия декриминализации в Португалии изучаются как сами по себе, так и в сравнении с другими государствами, где наркотики принадлежат к сфере уголовного права, особенно с государствами — членами ЕС. Эти данные показывают следующее: с какой бы стороны мы ни оценивали ситуацию, португальское законодательство о декриминализации имело огромный успех. Этот успех преподает нам самоочевидные уроки, которые должны дать направление дебатам о политике по контролю за оборотом наркотиков во всем мире.

Введение

Различные страны мира осуществляют политику надзора над оборотом наркотиков радикально различными способами. В коммунистическом Китае и многих мусульманских странах наркоторговцы, а в некоторых случаях — даже признанные виновными в хранении наркотиков — получают драконовские тюремные сроки и даже смертные приговоры. На другом конце политического спектра принято помещать Нидерланды, страну, которая давно воспринимается как лидер в сфере либерализации наркотиков и, по крайней мере в Амстердаме, давно поддерживает культуру терпимости к наркотикам, хотя их легализации там никогда не происходило. Конечно, большинство стран попадает в ту или иную промежуточную категорию. В 1980-е годы глобальной политической тенденцией было ужесточение подходов к криминализации, даже на уровне употребления. Однако в последние годы государственные чиновники, ответственные за выработку политики по контролю за оборотом наркотиков, стремятся формулировать политические рекомендации, основываясь исключительно на эмпирических данных, и появляются признаки того, что страны всех регионов мира кардинально меняют свой курс[1]. В настоящей работе рассматривается один из таких случаев в Европе — радикальная политика декриминализации, проводимая в Португалии с 2001 года.

Декриминализация, депенализация и легализация

1 июля 2001 года на всей территории Португалии вступил в силу закон о декриминализации всех видов наркотических средств, включая кокаин и героин. После введения закона в действие Португалия стала и по сей день остается единственным государством Европейского союза, которое явно «декриминализовало» употребление наркотиков. В статье 29 этого закона для описания созданных им правовых рамок использовано португальское слово descriminalização — декриминализация. «Декриминализация» касается приобретения, хранения и употребления всех видов наркотических средств в личных целях (то есть, согласно закону, среднего индивидуального количества, достаточного для употребления одним человеком в течение 10 дней).

Даже в рамках декриминализации употребление и хранение наркотиков запрещены (то есть незаконны) и влекут за собой вмешательство правоохранительных органов. Но «декриминализация» означает, что нарушения этих норм полностью выведены из рамок уголовного права и системы уголовной юстиции. Вместо этого, они трактуются как чисто административные, подлежащие рассмотрению в рамках судопроизводства неуголовного характера.

Важно отличать «декриминализацию» — режим, официально введенный в Португалии, — от простой «депенализации», режима, господствующего в ряде стран ЕС, которые не декриминализовали употребление наркотиков. Основным ведомством Европейского союза, отвечающим за координацию данных по политике в сфере контроля за оборотом наркотиков, является Европейский центр по мониторингу наркотических средств и наркомании (EMCDDA), и в 2005 году это ведомство официально сформулировало следующее различие в определениях «декриминализации» и «депенализации»:

«Декриминализация» означает выведение тех или иных действий из сферы уголовного права. Запрет остается нормой, но санкции за употребление (и подготовку к нему) больше не включаются в рамки уголовного права.

[В отличие от нее], «депенализация» означает ослабление меры уголовного наказания, предусмотренной законом. В случае наркотиков и, в особенности, марихуаны депенализация обычно означает отмену наказания, связанного с лишением свободы[2].

Итак, «декриминализация» означает либо наложение неуголовных санкций (таких, как штрафы или принудительное лечение), либо полное их отсутствие. В рамках «депенализации» употребление наркотиков остается уголовным преступлением, но приобретение и употребление наркотиков больше не карается тюремным заключением, в то время, как сохраняются другие уголовные санкции (такие, как штрафы, постановка на учет полиции, надзор). «Легализация», не осуществленная пока ни в одном государстве ЕС, означает, что закон не предусматривает никаких запретов на производство, продажу, приобретение и употребление наркотиков.

Как показано ниже, в ряде стран ЕС выработаны либо формальные, либо фактические формы депенализации употребления наркотических веществ, в особенности марихуаны. Но за исключением Португалии ни одно государство ЕС явно не объявило о «декриминализации» наркотиков.

Португальский режим декриминализации: как он работает

Португальский закон 2001 года о декриминализации был введен в действие для пересмотра правовых рамок, охватывающих употребление всех видов наркотиков и психотропных веществ, а также то, что Европейский центр по мониторингу наркотических средств и наркомании определяет, как «медицинское и социальное благосостояние потребителей таких веществ без рецепта врача». Положение закона, официально устанавливающее режим декриминализации, изложено в статье 2 (1), где говорится:

Потребление, приобретение и хранение для собственного употребления растений, веществ или препаратов, упоминаемых в предыдущих статьях, представляют собой административное правонарушение(выделено нами).

В предыдущей статье, на которую идет отсылка, упоминаются «наркотики и психотропные вещества», и содержится список всех «растений, веществ или препаратов», ранее бывших криминализованными.

Толкование ключевой фразы — «для собственного употребления» — дается в статье 2 (2). Речь идет о количестве, «не превышающем количества, требуемого для среднего индивидуального употребления в течение 10-дневного периода». Декриминализация не распространяется на «оборот наркотиков», остающийся криминализованным и определяемый, как «владение большим количеством, чем средняя доза на десять дней употребления»[3].

Различие между типами наркотических веществ (так называемыми тяжелыми и легкими наркотиками) не проводится. Также не имеет значения, является ли употребление публичным или приватным. Теперь в Португалии личное хранение и употребление всех видов наркотиков — независимо от того, где и с какой целью, — декриминализовано. Как уже отмечалось, «декриминализация» не синонимична «легализации». По португальскому закону употребление наркотиков по-прежнему запрещено, но трактуется исключительно как административное правонарушение, а не уголовное преступление.

Таким образом, статья 15 закона, озаглавленная «Наказания», устанавливает административные санкции за нарушения. Вместо криминализации португальский закон учреждает «Комиссии по разубеждению», ответственные исключительно за вынесение решений об административных наказаниях за нарушения, связанные с наркотиками, и наложение санкций (статья 5). Первая часть раздела закона, касающегося наказаний, гласит: «Лица, употребляющие наркотики и не имеющие зависимости, могут быть приговорены к выплате штрафа или неденежному наказанию» (статья 15). В пункте (1) статьи 17, озаглавленной «Прочие наказания», указывается, что «вместо штрафа комиссия может вынести предупреждение».

Теоретически, нарушители могут быть оштрафованы на сумму от 25 евро до минимального размера оплаты труда. Но в законе четко прописано, что такие штрафы являются крайней мерой. В отсутствие свидетельств зависимости или рецидивов нарушений наложение штрафа должно быть отсрочено.

Хотя комиссии по разубеждению не уполномочены назначать принудительное лечение, они могут приостанавливать введение санкций в том случае, когда нарушитель желает пройти лечебный курс. Как правило, делается именно это, хотя на практике есть очень мало способов обеспечить выполнение данного условия, поскольку несоблюдение постановлений комиссии не является нарушением какого-либо закона[4]. Фактически, статья 11 (2) предписывает комиссиям по разубеждению «временно приостанавливать разбирательство» — то есть не налагать санкций — когда у предполагаемого нарушителя, ранее не совершавшего правонарушений, обнаруживается зависимость, но он «согласен пройти лечение».

В том случае, если установлено, что нарушитель употребляет наркотики, но не имеет зависимости, и прежде за ним не значилось нарушений, статья 11 (1) закона о декриминализации предписывает комиссиям «временно приостанавливать разбирательство», не налагая санкций. Статья 11 (3) наделяет комиссии правом «временного приостановления разбирательства» даже в том случае, если наркоман, ранее уличенный в нарушениях, согласен пройти курс лечения. Альтернативно, в случае наркомана, ранее уличенного в нарушениях, статья 14 дает комиссии право налагать санкции, но немедленно приостанавливать их с началом курса лечения. В том случае, если лечение завершено и пациент более не совершает нарушений, разбирательство будет считаться закрытым по истечении определенного срока.

Теоретически, статья 17 предоставляет комиссиям по разубеждению право применять по отношению к нарушителям, у которых выявлена зависимость, более широкий набор санкций, включая приостановление права заниматься лицензируемой профессиональной деятельностью (работать врачом, юристом, водителем такси), запрет на посещение заведений, связанных с повышенным риском (ночных клубов), запрет на общение с определенными лицами, требование периодической явки в комиссию для доказательства отсутствия зависимости или злоупотреблений, запрет на выезд за рубеж, приостановление выплаты социальных пособий или просто устное предупреждение.

В статье 15 (4) изложены факторы, которые должны учитываться комиссиями при определении того, какие санкции следует налагать (если их следует налагать вообще). Среди этих факторов — серьезность действия, тип употребляемого наркотика, публичность/приватность употребления, сего случайный или постоянный характер. Комиссии имеют полное право определять, в какой степени следует принимать во внимание эти факторы и как они должны влиять на ход рассмотрения дел.

К несовершеннолетним, привлеченным к ответственности за хранение или употребление наркотиков, применяются те же процедуры и, в соответствии со статьей 3, им помогает юридический представитель, уполномоченный принимать решения за несовершеннолетнего. Но предоставление наркотиков несовершеннолетним (или лицам с психическими заболеваниями) по-прежнему запрещено законом, регулирующим оборот наркотиков, считается отягчающим обстоятельством для лиц, уличенных в «незаконном обороте наркотиков и других незаконных действиях», и карается тюремным заключением на срок от 4 до 12 лет.

Декриминализация на практике

Согласно закону 2001 года, в каждом из 18 административных округов Португалии было создано не менее одной комиссии по разубеждению для контроля над административным разбирательством в отношении лиц, признанных виновными в употреблении или хранении наркотиков (в больших округах — как в том, который включает в себя Лиссабон, — создано более одной комиссии). В соответствии со статьей 7 закона о декриминализации каждая комиссия состоит из трех членов: один назначается министерством юстиции, а два других — совместно министром здравоохранения и правительственным координатором политики по контролю за оборотом наркотиков. Член комиссии, назначаемый министерством юстиции, должен быть по специальности юристом, а, по крайней мере, один из двух оставшихся (как правило, оба) — медиком или сотрудником социальных служб (врачом, психологом, социальным работником).

Даже при режиме декриминализации офицеры полиции, зафиксировавшие употребление или хранение наркотиков, обязаны выписать нарушителю уведомление о нарушении, но не имеют права арестовать его. Копия уведомления направляется в комиссию, и начинается административный процесс. Нарушитель, привлеченный к ответственности, является в комиссию в течение 72 часов после получения уведомления. Если комиссия обнаружит убедительные доказательства незаконного оборота наркотиков, то она передаст дело в уголовный суд.

То, какой эффект режим декриминализации возымел на обращение полиции с употребляющими наркотики, пока неясно и является источником определенных дебатов среди португальских экспертов по политике в области оборота наркотиков. Надо сказать, что есть такие офицеры полиции, которые, как правило, не вручают уведомления употребляющим наркотики, считая это бесполезным занятием, поскольку зачастую они не раз встречают на улице употребляющим наркотики привлеченного к ответственности нарушителя. В результате, такие офицеры решают, что вручение уведомления без ареста или угрозы уголовного преследования не имеет смысла.

Однако другие офицеры полиции, сталкиваясь с употреблением наркотиков, сегодня склонны к действиям в большейстепени, чем до декриминализации, поскольку они считают, что предлагаемое таким людям лечение гораздо более эффективно, чем превращение их в преступников (которые даже при режиме криминализации на следующий день, как правило, оказывались вновь на улице, но не имели реальной возможности пройти лечение). В одной работе 2007 года утверждалось:

Правоохранительные органы отнеслись к реформе в основном положительно — в особенности потому, что они восприняли декриминализацию и применение воспитательных мер и лечения как более эффективный ответ употребляющим наркотики лицам, чем прежний законодательный подход. Ключевые информанты сообщили, что правоохранительные органы уделяют все больше внимания профилактической работе с лицами, употребляющими наркотики[5].

Некоторые португальские чиновники, занимающиеся надзором над оборотом наркотиков, считают, что дихотомическая реакция офицеров полиции связана в основном с возрастными различиями: чем старше офицеры, тем более они склонны считать, что режим декриминализации делает вручение уведомлений пустой тратой времени, в то время, как более молодые офицеры считают административный процесс лучшим из имеющихся средств борьбы с наркоманией. В отсутствие квантифицированных негативных событий — то есть тех случаев, когда офицеры решают не вручать уведомления, считая, что это бесполезно, — неофициальные данные становятся самым надежным источником для оценки поведенческой реакции на декриминализацию.

18е место. Экстэзи (Ecstasy) – один из самых печально известных,  смертельных наркотиков. Впервые зарегистрированный в 1912 году, Экстэзи был запатентован как препарат для контроля кровотечения из ран. Но в 1970х он нелегально проник на танцплощадки. Большинство людей, приняв его, примут еще раз. Таблетка этого наркотика заставляет вас танцевать, разделяя общественный дух. Вещи кажутся милыми и простыми.Что же мы знаем об Экстэзи? Знаем, что это стимулятор, который вызывает небольшие галлюцинации, чувство эйфории и энергии. Также этот наркотический препарат вызывает повышение температуры тела и давления. Когда вы перевариваете таблетку Экстэзи, в головном мозге происходит выработка сиротина. Сиротин отвечает за регулировку настроения и памяти. Среднегодичное число смертей – 27. Летальный исход происходил вследствие обезвоживания людей.

17е место. Опять опасный и смертельный наркотик. Здесь с уверенностью укрепился так называемый Гаммагидроксибулятор (GHB). Он делает вас счастливым и свободным. Сочетание с алкоголем может привести к смерти. Смертельные случаи от использования GHB довольно редки.

16е место. Это место принадлежит Анаболическим Стероидам (Anabolic Steroids). Злоупотребление этими препаратами может нанести значительный вред человеку, начиная с бесплодия и заканчивая почечной и печеночной недостаточностью. Даже может вызвать инсульт. К летальному исходу использование этого наркотика не приводило.

Чтобы установить самый счастливый день в году, Арнолл вставил каждый из них в свое уравнение, и третья пятница июня заняла первое место.

7. Плутоний – 4 000 долларов

Плутоний

Плутоний – это тяжелый базовый элемент, который своим происхождением обязан «Большому взрыву» во Вселенной. На сегодняшний день его возраст насчитывает 80 млн. лет, что очень много для элемента, который можно найти в природе в ничтожных количествах. Все, наверняка, слышали о нём только в художественных фильмах, когда злодеи желали обладать огромным количеством плутония, - да и все! Его используют в военной промышленности и в ядерной энергетике.

6. Пейнит – 9 000 доларов

Кто повлиял? С одной стороны, книжки, с другой, жизнь. Только убеждения мои такие сформировались еще лет в 15—16, другое дело, что не было у меня возможности заниматься этим. Но я шла к желаемому… Если ты повнимательнее посмотришь, какие книги я читала еще в 10—11-м классе, то поймешь. Не переживайте, ваша дочь — как минимум — честный журналист и неплохой человек, а это немало.

15.11.2008

…стоило вырасти, поступить в МГУ и пойти на работу, чтобы покупать шоколадные яйца с игрушкой, которых мне так хотелось 15 лет назад…

01.12.2008

Я не академичный человек. Я хочу работать в журналистике, мне это нравится. Меня интересует политика, социальные вопросы, нравится искусство. Безумно нравится путешествовать… Люблю выступать =)))) Чтобы все меня слушали =)))

Извините, если видимо я не настолько вдумчивая, как всем когда-то казалось, зато лидерских качеств у меня куда больше, чем все предполагали. С режимом дня у меня сложные отношения =) я живу классической жизнью журналиста.

04.12.2008

…когда сессия, тоже не скажу. Нечего за меня волноваться.

Самые бесполезные подарки

6е место.Кетамин (Ketamine)

Кетамин (Ketamine). Обычно применяется в качестве транквилизатора для лошадей. Обладает сильным обезболивающим эффектом, может вызывать сильные галлюцинации. Как и кокаин его можно применять интроназально. В этом случае создается эффект изменения реальности, анемии, оцепенения, вызывает очень сильную депрессию, нереальные фантазии кажутся реальными. Очень низкая смертность. Чрезвычайно опасно принимать антидепрессанты и алкоголь совместно. Это может вызвать психические заболевания, зависимость и смерть.

5е место.Алкоголь

Алкоголь. Он существовал с ранних лет цивилизации. Очень высокая смертность. Он обладает седативным (успокаивающим) действием на мозг, продолжительностью около 5ти минут. В небольших дозах алкоголь действует как антидепрессант, делая вас дружелюбным и разговорчивым. При увеличении дозы речь становится невнятной. Алкоголь вызывает дискоординацию в пространстве, появляется тошнота и рвота. Длительное употребление может нарушить работу сердца, почек и желудка.

4е место.Уличный Метадон (Street Methadone)

Уличный Метадон (Street Methadone). Он похож на героин, но вызывает более слабое пристрастие. Он менее популярен, чем героин, но при замене последнего на первый, позволяет постепенно отказаться от героина. Его часто разбавляют, что мешает адекватно судить о силе и необходимой дозе, поэтому количество смертей довольно высокое.

Этот поручень

Эта чрезвычайно полезная рампа для въезда

). Как правило, в медицине применяются при депрессиях, беспокойстве и бессоннице. При нелегальном использовании помогают расслабиться. Проявляются дружелюбность и хорошее настроение. Барбитураты и алкоголь действуют на те же участки головного мозга. На сегодняшний день их использование ограничено только лечением бессонницы. При передозировке быстро возрастает риск смерти. BarbituratesБарбитураты (3 место

По данным экспертов Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании, годовая прибыль только одного интернет-магазина по продаже дизайнерских веществ составляет около 4,5 млн евро.

В список запрещенных веществ ФСКН внесены уже более 500 видов дизайнерских веществ. Однако из-за сложной бюрократической процедуры установления контроля за оборотом нового вещества вносится оно в список только через полгода после первых сообщений о новом наркотике. За полгода наркопроизводители успевают сменить состав и налаживают производство новых, уже легальных веществ.

В связи с этим ФСКН по примеру Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании разработала и внедрила «систему выявления новых видов психоактивных веществ», по которой в списки можно внести не только одно вещество, но и все, похожие на него, имеющие с ним одну основу. В законодательство введено понятие «производные наркотических средств и психотропных веществ».

ФСКН разработала законопроект, по которому ведомство наделяют полномочиями временного приостановления оборота веществ, не внесенных в список, сроком до одного года. Подобные законы существуют в США, Швеции, Ирландии и Польше. Новый закон позволит запрещать новые дизайнерские наркотики гораздо быстрее. Законопроект внесен в правительство.

(Новая газета, 09.08.2013)

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление