Критерии психического и социального здоровья

Психическое и социальное здоровье

Выявление состава и раскрытие содержания критериев психического и социального здоровья - один из тех ключевых вопросов, от степени разработанности которого будет во многом зависеть мера практической востребованности психологии здоровья как научного направления. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в современной медицине достаточно удовлетворительное решение, то в отношении психического и особенно социального здоровья об этом говорить преждевременно. Предлагаемые в этом плане решения нередко оказываются уязвимыми для критики. Понятно, что такое положение дел обусловлено прежде всего необычайно сложной организацией психического мира человека.

В понимании связанных с ним закономерностей функционирования мы все еще далеки от желаемых ответов. Ясно одно: каким-то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Скорее всего, решение будет найдено при комплексном подходе к оценке психического и социального здоровья. Вместе с тем в литературе немало примеров, когда для характеристики их выраженности, причем главным образом психического здоровья, предлагаются какие-то отдельные признаки.

Приведем некоторые из примеров.

1. Ананьев В.А. Психология здоровья: учеб. пособие. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2. Бландинская О.М. Социально-психологические особенности мотивации сохранения и укрепления здоровья у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Ярославль, 2002.

3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 352 с.

4. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 1999. – 1023 с.

5. Дружилов С.А. Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека // Вестник Томского гос. педагогич. ун-та. – 2005. – № 1. – С. 62–73.

6. Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха человека в обществе // Ценности и смыслы. – 2009. – № 1. – С. 90–102.

7. Левина И.Л. Психическое здоровье учащихся общеобразовательных учреждений разного вида // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – 2002. – Т. 1. – № 6. – С. 180–182.

8. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – М.: КСП Плюс; СПб.: Ювента, 1998. – 345 с.

9. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1998. – 526 с.

Общеизвестное определение здоровья, данное экспертами ВОЗ, несмотря на существование других определений, остается эталоном здоровья человека, отражая все аспекты его жизнедеятельности. В этом определении здоровье представлено как целостное состояние благополучия человека, включающее в себя в качестве составляющих элементов физическое, психическое, социальное и духовное, в т.ч. нравственное, здоровье.

Физическое и психическое здоровье традиционно являются объектом исследования и профессиональной деятельности человека в области медицины. Такие формы здоровья, как социальное, нравственное, душевное и духовное  остаются не только за пределами медицины, но и выходят за пределы науки, смещаясь в область религии и философии.

Понятие душевное здоровье часто используется как синоним психического здоровья, но оно относится к области религии и религиозной философии и обозначает состояние души – особой сущности каждого человека, дающей ему жизнь.

Роль духовной сферы в целостном состоянии здоровья признается значительной всеми специалистами, занимающимися проблемой здоровья человека. Но что является главной, ведущей сферой в здоровье как системе определяется по-разному. Для современной медицинской культуры общества практически бесспорной истиной стал афоризм «В здоровом теле – здоровый дух» («Mens sons is corpore sano»). В нем отразилось представление о первичности физического здоровья по отношению ко всем остальным видам этого состояния человека – социальному, психическому, духовному. Соответственно признано, что для сохранения психического и духовного здоровья надо сохранять и укреплять физическое здоровье. Само выражение «В здоровом теле – здоровый дух» является видоизмененной фразой древнеримского поэта-сатирика Ювенала, который в одной из своих сатир писал: «Надо молить, чтобы ум (дух) был здравым в теле здравом».

В ряде вненаучных теорий здоровья, которые широко распространены в современной медицинской культуре общества и во всем своем разнообразии определяют особенности индивидуальной медицинской культуры человека, ведущими видами здоровья признаются душевное и духовное.

Духовная сфера признавалась в качестве основополагающей в многоплановом состоянии здоровья человека на протяжении многих столетий. Ведущие мировые религии, ряд философских учений признают в качестве ведущей сферы жизнедеятельности человека духовную, а физическое состояние организма рассматривается как проявление достоинств или дефектов духовной сферы. Бездуховность проявляется в замыкании человека на деятельности по поддержанию своего физического тела в наилучшем работоспособном состоянии. 

                Показателипсихического здоровья определяютсяметодом тестирования и опроса.

              Показателипсихического здоровья определяютсяметодом тестирования и опроса.

            Показателипсихического здоровья определяютсяметодом тестирования и опроса.

          Показателипсихического здоровья определяютсяметодом тестирования и опроса.

        Показателипсихического здоровья определяютсяметодом тестирования и опроса.

      Показателипсихического здоровья определяютсяметодом тестирования и опроса.

    Показателипсихического здоровья определяютсяметодом тестирования и опроса.

Показателипсихического здоровья определяютсяметодом тестирования и опроса.

2. Пути формирования психическогоздоровья.

                  Целью формированияпсихического здоровья являетсягармоничная, мощная и устойчиваяличность, способная к социальнойадаптации.

                Целью формированияпсихического здоровья являетсягармоничная, мощная и устойчиваяличность, способная к социальнойадаптации.

              Целью формированияпсихического здоровья являетсягармоничная, мощная и устойчиваяличность, способная к социальнойадаптации.

            Целью формированияпсихического здоровья являетсягармоничная, мощная и устойчиваяличность, способная к социальнойадаптации.

          Целью формированияпсихического здоровья являетсягармоничная, мощная и устойчиваяличность, способная к социальнойадаптации.

        Целью формированияпсихического здоровья являетсягармоничная, мощная и устойчиваяличность, способная к социальнойадаптации.

      Целью формированияпсихического здоровья являетсягармоничная, мощная и устойчиваяличность, способная к социальнойадаптации.

Ведущая эмоция весной — гнев.

В начале лета ведущая эмоция — радость.

В конце лета — грусть.

Осенью — тоска.

Зимой страх.

Вывод из этой схемы будет следующий. Особенно опасна та подавленная эмоция, которая доминирует в сезоне. Весной опасен подавленный гнев. Значит, весной нужно стараться избегать неприятных встреч (которые можно избежать) и не испытывать судьбу в это время года. В начале лета пагубно отсутствие положительных эмоций. Надо всеми силами стараться в это время избегать ссор и огорчений. И наоборот, нужно активно искать светлые эмоции, чувствовать их, дарить их друзьям и близким, — иначе мы резко понижаем иммунитет и сокращаем себе жизнь. В конце лета пагубно уныние. Конечно, оно всегда пагубно, но в конце лета особенно. Осенью для человека особенно опасна тоска. И надо сделать все, чтобы эта эмоция была ослаблена, не развивалась в черту характера, не «съедала» здоровье и жизнь. Зимой опасен страх, и надо делать все, чтобы не зацикливаться на нем.

— Итак, все перечисленное — природные, энергетические проявления эмоций, т. е. проявление природных энергий. Но человек — личность, он выше любой энергии и может в любое время года жить с эмоцией радости и любви. Знания же о таких природных колебаниях помогут ему в этом.

Эмоции и циркуляция энергии

Гнев, горе и чрезмерная скорбь нарушают циркуляцию энергии в организме, неожиданно направляя ее то на мозг, то на сердце, заставляя работать их в неоправданно высоком режиме. А страх парализует энергию организма, и человек, иногда в самый критический момент, когда надо действовать, начинает терять силы. Вы знаете, дорогой читатель, что на теле человека есть энергетически активные точки (АТ). Между ними существует напряжение, по которому плавно, как по проводам, течет биоэнергия, электрическая энергия. Но вот человек впал в гнев. Изменилось электрическое поле кожи, и сразу возникло короткое замыкание между активными точками (АТ). В организме все пошло вразнос. Радость, наоборот, делает энергетические потоки устойчивыми, и организм работает в самом лучшем режиме. Это делает жизнь здоровой и долговечной. Любая мысль порождает эмоцию, и ни одна эмоция не проходит для человека даром, каждая оставляет свой маленький невидимый шрамик на теле! Особенно подчеркну одну важную мысль: за отрицательными эмоциями чаще всего стоит умаление собственного достоинства, а это уже неудовлетворенность жизнью, со всеми ее болезнями и постоянными разочарованиями.

Чувства

Очень важно, дорогой читатель, нам с вами определить, что же такое чувства (не эмоции). Какую роль они играют в психическом здоровье? Чувства — это эмоции в сочетании с осознанными и неосознанными отношениями. Чувства — чаще всего отношения к чему-либо или к кому-либо. Чувствами пронизана вся жизнь человека, — он видит друга и радуется, видит подлеца и наполняется презрением.

По большому счету все чувства и эмоции можно свести к двум главным критериям: удовольствию или неудовольствию.

Предположим, что с удовольствием у нас все понятно, теперь нас интересует неудовольствие, как начало всех несчастий. Неудовольствие проявляется двумя реакциями:

— агрессивной (агрессивно-протестной);

— капитулятивной (капитулятивно-депрессивной).

Агрессивная реакция активна — это гнев, враждебность, отвращение, презрение… Но эта реакция мобилизующая. Капитулятивная реакция пассивна — это страх, депрессия, чувство вины, зависть… Эта реакция уже парализующая. В мире животных агрессивная реакция проявляется как «двигательная буря», попытка напугать противника, а пассивная — как «мнимая смерть», после демонстрации которой враг часто теряет интерес к жертве. У человека, разумеется, все сложнее. Но поскольку он вышел из праха земного и имеет прямое отношение ко всем существам на Земле, у него и эта «буря», и эта «смерть» обязательно имеются в глубинах психики.

Последствия неудовлетворенности

Умение принимать жизнь — важнейшее умение на свете.

Неприятие порождает неудовлетворенность, и если глядеть на мир из окошка неудовлетворенности, то жизнь видится тусклой и неинтересной.

Неудовлетворенность рождает неудовольствие и, продолжая порочную цепочку, рождает четыре варианта этих двух реакций.

Первый вариант: психологическая защита направляет агрессию на какой-нибудь «безопасный объект». Человек разрядился — и все в порядке, гнев не ушел вовнутрь и не произвел своей разрушительной работы. Отстутствует внутренний конфликт, поскольку человек уверен в виновности «безопасного объекта». Но если человек поймет, что он лжет сам себе, выбирая «безопасный объект», тогда все будет скверно, неудовлетворенность уйдет вовнутрь, создавая предпосылки к болезни.

Иногда психологическая защита срабатывает на капитуляцию человека. Он капитулировал, но, если смог сохранить лицо, т. е. достоинство, все в порядке, ибо он уверен, что прав, что он философ, Диоген, непонятый и т. д. Гнев не ушел вовнутрь, но поскольку все же это капитуляция, здесь может проявиться невроз.

Второй вариант: агрессия развивается естественным путем, и человек «честно» нападает на истинного обидчика. Психологическая защита, морочащая голову сознанию, отсутствует, нет и внутреннего конфликта. Человек целен и честен, он полностью сохранил . свою совесть и свое здоровье, гнев пошел вовне и испарился. Теперь его ждут последствия этого поступка, но это уже другой вопрос.

Третий вариант: агрессия подавлена разумом. Разум или просчитал последствия и решил не связываться, или решил терпеть по духовным соображениям. Таким образом, разум подавил гнев или обиду, но все естество человека протестует. Выделился адреналин, в крови избыток сахара, эмоция гнева загнана в подсознание, и она там развивается в психосоматическую болезнь. Если человек решил не вступать в спор из духовных соображений, но не может преодолеть негативные эмоции, он будет разрушаться. Выход — из терпения перейти в смирение. Остановиться на полпути — заболеть!

Четвертый вариант: подавленная агрессия, бушуя в организме, постепенно превращается в капитулятивную. Это самое опасное, человек капитулировал на уровне подсознания. У него изменяются даже психологические установки. Психика начинает работать на самоликвидацию, возникает депрессия за депрессией. Борьба за свое место в жизни проиграна. Это уже тотальная капитуляция перед жизнью. При этом рушится чувство собственного достоинства, и человек начинает разрушаться. Увы, это совершенно стандартная ситуация. Вы найдете ее в любом романе.

Одна из важнейших эмоций — страх. Страх бывает полезным и вредным, ведущим к болезням. Страх полезный — предупреждает о возможной опасности. Известно, что смертность среди очень опытных альпинистов довольно высока. Все потому, что они почти полностью преодолели свой страх и стали менее осторожны. Страх болезнетворный — проявляется как постоянное чувство опасности. Такой страх медленно убивает человека. Охваченный страхом теряет личность и превращается в скота. Потерявший личность отдается во власть каких-то энергий. В данном случае — энергий страха. А она вся питается энергией тьмы. Как вы позже узнаете, ее задачи — в «закабалении» и «разрушении» человека.

Из-за страха человек стремится к самоизоляции. Но чтобы себя обезопасить, ему надо узнать, где таится опасность. Тогда человек нарушает самоизоляцию и стремится к пугающему источнику. И все повторяется. Страх обучающий — учит человека осторожности, умению преодолевать страх безболезненно, контролировать в себе минимум необходимого страха. Люди делятся на уверенных в себе и неуверенных. , Первые свободны от «вредного» страха, в них пребывает лишь страх «полезный», вторых постоянно мучает «вредный» страх.

Психологические шрамы

Шрамы украшают мужчину — это бесспорно. Но помимо шрамов на теле у человека масса невидимых глазу психологических шрамов. Пережитое потрясение, сильная эмоция — неизгладимы. Почему? Потому что «провалились» в подсознание. На ребенка двух лет напала собака. Когда он вырос, стал капитаном крейсера. Видел любые штормы и передряги. Но не любит ездить в деревню — боится собак. Женщину бросил мужчина — брюнет, с бородкой… она всю жизнь будет ненавидеть бородатых брюнетов. Отрицательную эмоцию пережил весь организм, от клеточки до органов — все страдали и «запомнили» то, что было.

Как же бороться с отрицательными эмоциями? Мы уже знаем, что отрицательная эмоция может попасть в подсознание, и попробуй оттуда ее выцарапать. Самое неприятное, что такая эмоция может стать главной в поведении человека, т. е. стать «доминантной установкой». Тогда ребенок, которого покусала собака, боится смело двигаться по жизни, потому что в ней под каждым кустом сидит «собака». Все тайно коварны, ждут, чтобы он расслабился, тогда укусят. И вот он уже боится не собаку, а саму жизнь. Обманутая женщина считает, что вся жизнь — сплошной обман. Запутавшийся в любовных похождениях мужчина считает, что «вся жизнь — простыня и кровать». Как избавиться от этого? Осознанием причины. Докопаться, что же именно пугает из подсознательного, и бороться с этим. Даже не бороться, а работать — аккуратно и неторопливо. И в конце концов останется только маленький шрамик, а не открытая рана. Это домашнее задание на всю жизнь, дорогой читатель.

Вернемся, однако, к эмоциям. Поскольку мы придерживаемся личностной философии, то эмоции мы будем преобразовывать. Те, кто придерживается безличностной, будет их подавлять, отсекать, уничтожать, чтобы взрастить в себе невозмутимость.

Чтобы преобразовать эмоцию, нужно уметь ее распознавать. Для этого мы с вами, дорогой читатель, разучим пять упражнений.

Упражнение 1. Выпишите все известные вам эмоции в записную книжку. Можете к приведенным добавить новые. Существует целая гамма различных эмоциональных оттенков, все запишите. Как только вы почувствуете волнение, сильную эмоцию, тотчас достаньте записную книжку и определите, какая эмоция вас обеспокоила. Едете в транспорте, вам что-то там такое сказали неприятное, вы, вместо того чтобы спорить и нервничать, достаете записную книжку и говорите себе: «Какая там эмоция меня сейчас посетила? Ага, посетил гнев, с оттенком презрения. В скобочках ставлю количество посещений за месяц. Всего лишь 30. Да я добрейший человек». После того, как вы научитесь безошибочно узнавать эмоции (на это уйдет несколько месяцев), приступайте к следующему упражнению.

Упражнение 2. Научитесь вызывать в себе все эмоции по списку. Едете вы в том же самом автобусе, все тихо, никто вас не обижает, жаль, что только время проходит зря. Достаете записную книжку и начинаете вызывать в себе все эмоции по списку. Только по одному разу. А то в вашу любимую эмоцию «гнев» можно так войти, что не освободитесь от нее до приезда на работу. Подгадайте так, чтобы остановиться на эмоции «радость».

     Хочется особо подчеркнуть, что духовная составляющая является собственно человеческой компонентой здоровья, отличительной сущностью человека от иных живых существ. В нашем мире, где социальный детерминизм борется с личной свободой, именно духовная составляющая определяет индивидуальное здоровье человека как личности и как свободного субъекта.

    Понятия здоровье и болезнь не всегда исчерпывающе описывают состояние современного человека. Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи. Переходные стадии могут быть обусловлены различными факторами, связанными преимущественно с современным ритмом жизни, дли­тельным воздействием гипокинезии, психоэмоциональных нагрузок, неудовлетво­рительных производственных, экологических, социально-бытовых условий и др., предъявляющих повышенные требования к регуляторным механизмам организма. Наряду с качественными показателями, определяющими состояние так называемого статистического здоровья - норма покоя, все большее значение приобретает понятие «динамическое здоровье» - норма напряжения, которая определяется количественной характеристикой адаптационных возможностей организма. Чтобы получить представление о динамическом здоровье, необходимо обследовать не только физическое состояние человека во время покоя, но и его максимальную ра­ботоспособность, т.е. определить резервные возможности организма

Третье состояние (первое - здоровье, второе - болезнь) - это состояние, когда резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения. Оно характерно для «критических» возрастных периодов (полового созревания, пред- и послеродового, климактерического, старческого), для лиц, испытывающих десинхронозы, после приема наркотиков, никотина, алкоголя, имеющих нарушения питания, низкую двигательную активность, лишний вес. В этом состоянии организм тратит энергию не на творческую, созидательную работу, а на сохранение жизни.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. Эти виды здоровья во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, происходящих в организме человека по мере развития. Они определяют способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов, которая в свою очередь зависит от генетических особенностей адаптивных механизмов.

Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Согласно современным представлениям, большую роль в становлении адаптационных механизмов (примерно на 50%) играет период раннего развития (до 5–8 лет). Сформировавшаяся на этом этапе потенциальная способность к сопротивлению вредным факторам реализуется и постоянно совершенствуется. Но это лишь задатки, которые необходимо развивать.

При рассмотрении здоровья широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, например, выполнять общественно полезную производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, социальным последствием болезней человека.

Происхождение болезни имеет два источника: внутреннее состояние человеческого организма и внешние причины. Следовательно, для предупреждения болезней есть два способа. Первый способ это удаление внешних причин, что невозможно, поскольку человеку, живущему в обществе, практически не устранить все внешние факторы болезни. Второй способ – оздоровление, то есть укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Этот способ заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов.

и м п р е с с и в н у ю ( характеризует внутреннее состояние человека, его переживания) и э к с п р е с с и в н у ю (включает внешние проявления психической деятельности организма – моторные проявления, мимика, биохимические, вегето-сосудистые и другие проявления).

Эмоциональные реакции людей на одинаковую ситуацию различны.

в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации – конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, обособленного, не адаптированного к обществу человека.

При формирования психического и социального здоровья, становлении самосознания очень важным является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т.е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности. Самооценка – важный регулятор поведения, влияет на развитие личности и на эффективность деятельности.

Эмоционально значимые отношения проявляются в форме сотрудничества и «братской» любви. Особое значение придается творчеству, приносящему духовное удовлетворение и способствующему «развитию себя». Смысл жизни заключается в «активном жизнетворчестве», помогающем обрести «мир в душе», «стать личностью».

Итак, еще раз подчеркнем разницу между психическим и психологическим здоровьем. Психическое здоровье имеет отношение к отдельным процессам и механизмам психики: мышлению, памяти, ощущению, восприятию, эмоциям, воле и пр. Психологическое здоровье характеризует личность в целом, ее отношение к миру, себе, собственной жизни ".

  Источник:

1.http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/pedagogicheskaya_psihologiya/read_online.html?page=4.

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление