Проверка слуха у детей

Как проверить слух у ребенка

Слух для ребенка – одна из наиболее важных функций. Ведь благодаря слуху малыш учится говорить, у него развивается речь, пополняется запас слов. Поэтому потеря слуха, то ли полная, то ли частичная, представляет собой огромную проблему и для самого малыша, и для его родителей. Сбой в слухе может произойти на любом этапе развития ребенка, а своевременное обнаружение этого сбоя может бесследно устранить его.

проверка слуха у детей

В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.

В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.

В три – шесть месяцев младенец  также  в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.

С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже.  Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы.  Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.

Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление  у здорового ребенка постепенно перерастает  в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если  взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.

С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.

Это очень важно:  до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание  в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.

Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление  у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.

Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи  слабослышающему ребенку  – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!

И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у  ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома.  Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.

Ниже в этой статье Вы найдете:

2. Острый средний отит.С этим заболевание многие из нас сталкиваются в детстве. Это — когда в «ухе стреляет» — пожалуй, точнее не скажешь. Как правило, возникает в качестве осложнения после ОРВИ.

3. Сенсоневральная тугоухость. Тугоухость можно разделить на врождённую и приобретённую.Основные причины врожденной тугоухости:- наследственные заболевания- внутриутробная инфекция- прием матерью во время беременности ототоксичных лекарственных средств- родовая травма- гемолитическая болезнь новорожденных

Определить, как слышит взрослый человек, достаточно просто. Можно использовать его ответы на предъявляемые звуки различной громкости и тональности. Такую оценку называют субъективной, а исследование тональной аудиометрией. С детьми проводить такое исследование можно только в возрасте 4-6 лет в зависимости от скорости его развития. Начинать можно не с обычной, а с игровой аудиометрии.

При отсутствии звукореактотеста или при невозможности провести обследование с привлечением второго человека проверить слух младенцев, а также маленьких, еще не говорящих детей можно используя метод «гороховых проб».

4. Исследование слуха с использованием метода «гороховых проб»

Данный метод был предложен Институтом раннего вмешательства С.-Петербурга. Он не требует никакого аппаратурного оснащения и доступен ЛОР-врачам, педиатрам, не­вропатологам, медсестрам кабинета здорового ребенка.

Для обследования необходимы четыре пластмассовые ба­ночки, например, из-под «киндер-сюрприза», фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть заполняются:

  • первая — нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
  • вторая — гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
  • третья — манкой, сотрясение которой создает звук интенсив­ностью 30-40 дБ.
  • четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца на­полнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека (врач и медсестра): один подает сигналы, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

6

Поворачивать голову на тихие звуки, оборачиваться на свое имя, обращать внимание на говорящего человека, лепетать, имитировать различные звуки карапуз обычно начинает с 9 месяцев до года. Такие действия в этом возрасте говорят о хорошем слухе ребенка.

В Центре слуховой реабилитации «Аврора» уже давно есть оборудование, которое позволяет проверить состояние волосковых клеток методом регистрации отоакустической эмиссии.

Такое обследование абсолютно безболезненное и безопасное, не причиняет малышу никаких неприятных ощущений. При желании исследование можно выполнить у Вас дома. Дети, не прошедшие успешно скрининговый тест (у которых не зарегистрирована отоакустическая эмиссия), подлежат полному клиническому обследованию слуха. В европейских странах еще с 1998 года слуховой скрининг является обязательной процедурой в роддоме. Почему так рано? Потому что слух и речь ребенка начинают активно развиваться уже с месячного возраста.

Золотым стандартом является определение уровня слуха до трехмесячного возраста. А слухопротезирование ребенка с нарушением

слуха должно быть проведено не позже 6-месячного возраста. Только в этом случае развитие ребенка с нарушением слуха будет соответствовать развитию нормальнослышащих детей.

Центр слуховой реабилитации "Аврора" имеет наибольший опыт применения скрининговых методов диагностики слуха в Украине.

По инициативе Центра начата программа бесплатного обследования слуха детей в детских садах Оболонского района г. Киева.

По данным американских и российских исследований 25% отстающих детей в школе имеют одностороннее снижение слуха. Поэтому необходимо провести обследование слуха ребенку еще до школы, а дети, имеющие снижение слуха даже на одно ухо, должны быть протезированы слуховыми аппаратами. При этом обязательно также пройти адаптацию к слуховым аппаратам под руководством сурдопедагога (иначе таким детям будет трудно учиться в школе, общаться со сверстниками).

В случае необходимости исследования необходимо продолжить в сурдологическом центре на специальном оборудовании.

При отсутствии звукореактотеста можно воспользоваться методом "гороховых проб"(баночек, заполненных горохом и крупой)

Гороховые пробы

Нужны четыре пластмассовые баночки, например, из-под "киндер-сюрприза". Три баночки на одну треть заполняются: первая - нелущеным горохом, вторая - гречкой-ядрицей и третья - манкой. Четвертая баночка остается пустой.

Когда громкий звук поступает в здоровое ухо, барабанная перепонка сокращается - это своего рода встроенный механизм защиты (хотя не очень эффективный). Такое сокращение барабанной перепонки называют акустическим рефлексом. Отсутствие этого рефлекса также подтверждает наличие проблемы среднего уха и может помочь определить или подтвердить диагноз. Акустические рефлексы проверяются, как правило, одновременно с тимпанограммой.

Очень часто педиатры выполняют такую проверку в отделениях во время скрининг-теста, чтобы диагностировать инфекции уха или выпоты (жидкость в пространстве среднего уха).Что происходит после того, как ребенку диагностировали потерю слуха? Какое лечение назначается в таком случае?

После диагностирования потери слуха, прежде всего, следует определить причины, вызвавшие это отклонение. Во многих случаях, потеря слуха может быть вызвана инфекцией уха. В этой ситуации, педиатр назначают антибиотики для лечения инфекции. Если инфекция стойкая, и потеря слуха все еще наблюдается после лечения инфекции, то ребенка должны направить к врачу, который специализируется на болезнях уха и слуховой системы (отоларингологу или ЛОРу). Отоларинголог назначит дополнительные тестирования слуха, а в некоторых ситуациях, может рекомендовать дополнительные радикальные меры лечения, такие как хирургия. Если потеря слуха является стойкой или связанна с нервом или проблемами внутреннего уха, отоларинголог часто рекомендуют обратиться к сурдологу для подбора слухового аппарата и назначения реабилитационной терапии.Какие самые современные способы тестирования слуха ребенка?

Один из новейших тестов, использующихся для проверки слуха, называется «ответ на постоянный модулированный тон» (ASSR). Это тест используется в сочетании с ABR. Тест проводится, когда ребенок спит, или находится в состоянии покоя. В это время производится регистрация вызванных акустических ответов мозга на постоянные модулированные тоны. Генераторы для этого теста обычно очень похожи на ABR. Одним из преимуществ теста является то, что ASSR проверяет слух ребенка на конкретные частоты, что позволяет отоларингологу прогнозировать уровень слуха для широкого диапазона звуков с повышенной точностью. Кроме того, ASSR тест не занимает много времени и имеет более широкий диапазон уровней громкости, чем ABR, что позволяет установить разграничения между серьезными и легкими проблемами со слухом. Следует отметить, однако, что сложно провести разграничение между незначительной потерей слуха и нормальным слухом, поэтому существует вероятность неправильного диагноза для детей с незначительной потерей слуха.

  • Объективные (физиологические) методы  – позволяют получить результат объективно, независимо от сопутствующих обстоятельств. Они применяются для самых маленьких детей.
  • Безусловно-рефлекторные основаны на проявлении безусловно-ориентировочных рефлексов (мышечные сокращения, реакции глаз, дыхательные и сердечно-сосудистые рефлексы, мимические реакции) в ответ на звуковое раздражение;
  • Условно-рефлекторные основаны на проявлении рефлекса в ответ на какое-либо действие, совершаемое в одно время с подачей звука;
  • Анализ слуховых вызванных потенциалов основан на регистрации электрических сигналов в отделах слухового анализатора, возникающих в ответ на звуковые сигналы различной интенсивности.
  • Субъективные (психоакустические) методы основаны на оценке ощущений человека, возникающих при предъявлении звуковых стимулов. Они применяются для детей старшего возраста.
  • Обследование с помощью шепотной и разговорной речи. Ребенку на различном расстоянии предъявляют список слов с разной акустической характеристикой, соответствующих его возрастному развитию.
  • Пороговая тональная аудиометрия – наиболее распространенный метод исследования слуха, который проводится при помощи специальной электроакустической аппаратуры – аудиометра. Она заключается в определении на различных частотах минимальной интенсивности звукового сигнала, при котором возникает ощущение звука. Полученные данные отображаются в виде графика – аудиограммы.
  • Речевая аудиометрия применяется для определения величины потери слуха на речь. Через аудиометр испытуемому подается набор слов, записанных на магнитофон, а врач отмечает число правильно воспроизведенных.

Узнать больше про капли "Immunity" >>>

Нужен врач-отоларинголог? Подберите его бесплатно:

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление