Влияние лихорадки на органы. Диурез и потоотделение при лихорадке

Почему при лихорадке учащается дыхание

Общеизвестно, что при гипертиреозе лихорадка развивается быстрее и сильнее, в то время как при гипотиреозе она обычно ослаблена.При избыточном образовании прогестерона лихорадка более высокая, а при повышенном синтезе (или введении извне) глюкокортикоидов — более низкая.

Что  такое   лихорадка?

Лихорадка,  или  повышение температуры  тела  является  защитно-приспособительной реакцией  организма на  изменения  окружающей  или  же  внутренней  среды.

Лихорадка  может  появляться  при   инфекционных  заболеваниях  из-за  выработки  микроорганизмами,  эндогенных  и  экзогенных  токсинов (пирогенов).

Биологически активные  вещества  вызывающие  воспалительные  изменения   воздействуют  и  на  гипоталамус,  который  отвечает  за терморегуляцию.

больная женщина в кроватиЗачем  повышается  температура  тела?

Лихорадка  необходима  организму  для   того,  чтобы  ускорить  и  активизировать  защитные  процессы,  включающие  в себя  реакции  иммунной  системы  клеточного  и  гуморального  звена, реакции  прямого  уничтожения  микроорганизмов.  При  повышении  температуры  происходит  увеличение  синтеза   необходимых  средств  для  борьбы с  инфекцией,  ускоряется метаболизм.

Следует отметить, что тахикардия при лихорадке отмечается не всегда. При некоторых инфекционных заболеваниях температура повышается и в то же время наблюдается брадикардия. Примером этого являются брюшной и возвратный тиф – заболевания, протекающие с сильной интоксикацией, когда сердце реагирует не столько на высокую температуру, сколько на действие токсических веществ экзогенного и эндогенного происхождения.

Ø в дыхательной системе:внешнее дыхание в I стадии лихорадки несколько замедляется. В дальнейшем, при достижении максимальной температуры, дыхание учащается, иногда в 2-3 раза. Поскольку при этом глубина дыхания уменьшается, то легочная вентиляция существенно не изменяется. Нарушение частоты дыхания является следствием повышения температуры головного мозга, которое вызывает учащение дыхания (полипноэ).

6. отравления или другие заболевания органов ЖКТ

7. лимфома и другие формы рака

Разноуровневыезадания по теме:

«Клетка - целостнаясистема. Организменный уровень жизни»

I вариант

1 уровень

Дать определения понятиям:

  1. Гистология

  2. Вирусы

  3. Система органов

  4. Вегетативные органы

  5. Регуляционные системы

Гистология

Вирусы

Система органов

Вегетативные органы

Регуляционные системы

6. Колониальные организмы

2 уровень

Найтиошибки в тексте и объяснить.

У высших растений известны такиетипы тканей: образовательные, выполняющиеопорную функцию, эпителиальные,проводящие, механические и основные.Проводящие ткани обеспечивают связьмежду разными частями растений, амеханические образуют все другие ткани.Ткани растений, в отличие от животных,имеют в своём составе межклеточноевещество и межклетники - продуктжизнедеятельности самих клеток. Строениеи функции растительных тканей изучаетгистология.

Растения как целостныеинтегрированные организмы с помощьюбиологически активных веществ(фитогормонов, фитонцидов) могутрегулировать свои жизненные функции,а также влиять на другие организмы.

3 уровень

Составить кроссворд по теме:«Органы растений, регуляция их функций»

4 уровень

Принять участие в дискуссии потеме: «Вирусы»

Вопросы:

    1. Как вы считаете, вирусы являютсяживыми или неживыми? Объясните причиныразных взглядов на их происхождениеи в классификации.

    2. Как вы думаете, что раньшепоявилось на земле, клеточные формыжизни или вирусы? Ответ обоснуйте.

    3. Почему вирусы - особая формажизни?

    4. Как можно избежать вируснойинфекции?

    5. Как, на ваш взгляд, можно победитьпроблему СПИДа?

  1. Как вы считаете, вирусы являютсяживыми или неживыми? Объясните причиныразных взглядов на их происхождениеи в классификации.

  2. Как вы думаете, что раньшепоявилось на земле, клеточные формыжизни или вирусы? Ответ обоснуйте.

  3. Почему вирусы - особая формажизни?

  4. Как можно избежать вируснойинфекции?

  5. Как, на ваш взгляд, можно победитьпроблему СПИДа?

Как вы считаете, вирусы являютсяживыми или неживыми? Объясните причиныразных взглядов на их происхождениеи в классификации.

Как вы думаете, что раньшепоявилось на земле, клеточные формыжизни или вирусы? Ответ обоснуйте.

Почему вирусы - особая формажизни?

Как можно избежать вируснойинфекции?

Как, на ваш взгляд, можно победитьпроблему СПИДа?

При проведении дискуссиипридерживайтесь таких правил:

      1. Говорите по очереди, а неодновременно.

      2. Не перебивайте того, ктоговорит.

      3. Критикуйте идею, а не того, ктоеё высказал.

      4. Уважайте все высказанныепозиции.

      5. Не смейтесь, когда кто-тоговори!.

      6. Не изменяйте тему дискуссии.

      7. Старайся привлечь к участию вдискуссии других.

    1. Говорите по очереди, а неодновременно.

    2. Не перебивайте того, ктоговорит.

    3. Критикуйте идею, а не того, ктоеё высказал.

    4. Уважайте все высказанныепозиции.

    5. Не смейтесь, когда кто-тоговори!.

    6. Не изменяйте тему дискуссии.

    7. Старайся привлечь к участию вдискуссии других.

  1. Говорите по очереди, а неодновременно.

  2. Не перебивайте того, ктоговорит.

  3. Критикуйте идею, а не того, ктоеё высказал.

  4. Уважайте все высказанныепозиции.

  5. Не смейтесь, когда кто-тоговори!.

  6. Не изменяйте тему дискуссии.

  7. Старайся привлечь к участию вдискуссии других.

Говорите по очереди, а неодновременно.

Не перебивайте того, ктоговорит.

Критикуйте идею, а не того, ктоеё высказал.

При истощении в печени запасов гликогена окисление жира идет не до конечных продуктов, накапливаются кетоновые тела, с мочой выделяется ацетон (ацетонурия). Однако ацетонурия наблюдается лишь в случаях нарушенного питания больного, когда голодание способствует мобилизации жира из жировых депо. При достаточном введении в организм углеводов ацетонурия не возникает.

Дыхательный коэффициент в первой стадии лихорадки приближается к единице за счет использования углеводов, а в дальнейшем снижается, так как начинают окисляться жиры.

Водно-солевой обмен. Лихорадка часто сопровождается задержкой воды в организме. В начальном периоде подъема температуры диурез повышается, в стадии стояния температуры — снижается. Вода задерживается в ряде органов, в мышцах и воспалительных очагах (в виде экссудата).

Задержка воды в основном связана с накоплением в тканях недоокисленных продуктов обмена и хлоридов.

Нарушение обмена веществ больше зависит от развития основного заболевания, чем от повышения температуры тела. Усиление иммунитета, мобилизация гуморальных медиаторов способствуют увеличению защитных функций организма в отношении инфекции и воспалительного процесса. Гипертермия создает в организме менее благоприятные условия для размножения многих патогенных вирусов и бактерий. В связи с этим основное лечение должно быть направлено на ликвидацию заболевания, вызвавшего лихорадку Вопрос о применении жаропонижающих средств решается врачом в каждом конкретном случае в зависимости от характера болезни, возраста больного, его преморбидного состояния и индивидуальных особенностей.

Лечебная тактика при лихорадке инфекционного и неинфекционного происхождения одинакова в отношении главенствующего значения терапии основного заболевания, но она принципиально различается в показаниях к симптоматической жаропонижающей терапии. Различия определяются тем, что неинфекционная лихорадка часто является патологическим феноменом, устранение которого во многих случаях целесообразно, в то время как инфекционная лихорадка, как правило, служит адекватной защитной реакцией организма на внедрение возбудителя. Устранение инфекционной лихорадки, достигаемое с помощью антипиретиков, сопровождается снижением фагоцитоза и других реакций иммунитета, что приводит к увеличению продолжительности воспалительных инфекционных процессов и периода клин. проявлений болезни (например, кашля, насморка) в т.ч. и таких, кроме лихорадки, проявлений инфекционной интоксикации, как головная боль, общая и мышечная слабость, отсутствие аппетита, истощаемость, сонливость. Поэтому при инфекционной лихорадке назначение симптоматической терапии требует от врача четкого обоснования ее необходимости, определяемой индивидуально.

Дыхание также учащается и может достигать 50—60 в минуту вместо 16—18 в норме. Учащение дыхания и пульса является показателем усиления кровообращения, увеличения снабжения кислородом тканей и повышения обмена веществ в организме.

Лечебная тактика при различных клинических вариантах лихорадки у детей. Выбор стартового жаропонижающего препарата, прежде всего, определяется клиническим вариантом лихорадки. Если ребенок хорошо переносит повышение температуры, его самочувствие страдает незначительно, кожа розовая или умеренно гиперемирована, теплая, влажная («розовая лихорадка»), использование физических методов охлаждения позволяет снизить температуру тела и в ряде случаев избежать фармакотерапии. Когда эффект применения физических методов недостаточен, назначают парацетамол в разовой дозе 15 мг на кг массы тела или ибупрофен в дозе 5–10 мг на кг массы тела на прием внутрь в суспензии (Нурофен для детей) или таблетированной (Нурофен) форме в зависимости от возраста ребенка.

При «бледной лихорадке» жаропонижающие должны использоваться только в комплексе с сосудорасширяющими средствами. Возможно применение Папаверина, Но-шпы, Дибазола. При стойкой гипертермии с нарушением общего состояния, наличием симптомов токсикоза возникает необходимость парентерального введения сосудорасширяющих, жаропонижающих и антигистаминных средств. В таких случаях используют литическую смесь:

  • 2% раствор Папаверина в/м в разовой дозе 0,1–0,2 мл детям до 1 года; 0,2 мл на год жизни детям старше года;
  • 50% раствор Анальгина (метамизола натрия) в/м, в разовой дозе 0,1–0,2 мл на 10 кг массы тела детям до 1 года; 0,1 мл на год жизни детям старше 1 года
  • 2,5% раствора Пипольфена (или Дипразина) в/м в разовой дозе 0,5 или 1,0 мл.

Дети с некупирующейся «бледной лихорадкой» должны быть госпитализированы.

Многие препараты выпускаются в нескольких формах – сиропах, свечах.

Самый оптимальный вариант – попросить в аптеке жаропонижающий препарат, учитывающий возраст ребенка. Например, детские свечи эфералган от 0 до 5 месяцев, т.е. данный препарат содержит подобранную по возрасту дозу вещества.

Если в течение часа температура, несмотря на все старания, не снижается, состояние ребенка ухудшается, следует вызывать врача.

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление