Как бороться с органами опеки и Ювенальной Юстицией

1. Создавайте связи. Ищите союзников в своём городе. Подключайте священников. Прессу, Педагогов. Неравнодушных дюдей. Создавайте систему круговой обороны.

2. Активно распространяйте информацию о грозящей опасности в виде органов опеки (ОО). Говорите с людьми - неравнодушных много. А по мере распространения информации их станет ещё больше.

Предоставление несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет относительной свободы, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь (содействие) со стороны попечителя отличается большим разнообразием, может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных так или иначе помочь подростку. Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, выводить подростка из-под тлетворного влияния лиц с антисоциальными установками, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям, во-вторых, как их законный представитель, управомоченный в установленном законом порядке на защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.

Проблемы защиты сирот стали обсуждаться очень давно в связи с необходимостью социальной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, детях-сиротах, о подкидышах, а также в связи с проблемами опеки, усыновления, попечительства, общественного устройства судеб этих детей. Первые литературные упоминания о сиротских приютах для брошенных детей относятся к IV—V векам. В это время в центральной Европе церковью создаются подобные центры. Начиная с ХII-го века многие европейские государства стали принимать на себя заботу о брошенных детях. Сначала во Франции, позднее в Великобритании были утверждены законы, регламентирующие минимальную заботу о сиротах и брошенных детях, а также меры в отношении их родителей. Церковь побуждала европейское общество открывать больницы, приюты для брошенных и найденных детей. В 1729 году в США, а в 1734 в Италии были открыты дома для «найденышей». После 1880 года многочисленные агентства социальной помощи сиротам и брошенным семьям были открыты по всей Северной Америке.

В России задача социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей – это одна из самых важных задач власти и общества в настоящее время. Для того, что адекватно оценить систему социальной защиты детей-сирот в современной России рассмотрим историю проблемы. Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году. После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Что касается существа опекунских отношений, то они были только личными.

В Московском Государстве забота об осиротевших детях осуществлялась разными способами, но нередко они попадали в монастыри, где их воспитывали, кормили и одевали. В то время таких детей называли «монастырские детеныши», в их число также попадали и осиротевшие дети разоренных бояр. А в некоторых монастырях, например, Кирилло-Белозерском, существовали детские приюты под именем «голышни». Они находились под присмотром специально приставленного к ним старца. Эти сироты находились полностью на обеспечении монастыря, а по мере подрастания приспосабливались к различным работам. Осиротевших детей брали и в зажиточный дом, где отцы семейств их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетия отпускали, что называлось «благословлять в мир».

Крестьянские дети, оставшись без родителей, поступали на воспитание или родственников или посторонних людей вместе со своим имуществом, которое часто расхищалось воспитателями. Если у осиротевшего ребенка не было никакого имущества, он жил обыкновенно мирским подаянием.

Борис Годунов один из первых правителей принял по заботе об осиротевших детях. Эти меры носили экономический характер и включали в себя бесплатную передачу бедным, вдовам, сиротам привезенного из отдаленных районов большого количества хлеба. Чрезвычайные меры по оказанию помощи населению, в том числе и детскому, страдающему от голода, предпринимал и Василий Шуйский. Таким образом, помощь сиротам стала делом не одних только частных лиц, но и правительственной власти.

В 1682 году был подготовлен проект Указа, где из общего числа нищих выделялись нищие безродные дети. Впервые был поставлен вопрос об открытии для них специальных домов, где бы они обучались грамоте, ремеслам и наукам. А в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил по собственной инициативе и за собственные средства в Холмово-Успенском монастыре «сиропитательницу» для «зазорных» младенцев, что ознаменовало начало попечения о детях-сиротах с помощью специальных детских учреждений, и тем самым было положено начало истории подобного рода заведений, к помощи которых прибегали и много позже.

Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте и как к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Такое устройство ребенка было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних, оставшихся без семьи. Что же касается устройства осиротевших детей в семью, то две его основные формы - усыновление и опека продолжали существовать в прежнем виде. В то время издано только одно предписание, запрещавшее усыновлять своих незаконных детей. Но опека постепенно начинает подвергаться более детальному правовому регулированию. Более четким определяется круг возможных опекунов, куда могут входить: отчим, ближайшие родственники ребенка. Опекуны назначались органами, обладающими властными полномочиями. Прежде всего, это церковь, поскольку духовенство в те времена полностью распоряжалось семейными, наследственными и опекунскими делами. Однако родственники продолжали следить за опекунами. Но постепенно чисто нравственная обязанность опекуна возвращать имущество опекаемому к моменту достижения им полной самостоятельности превращается в юридическую. Из безотчетного и полновластного распорядителя опекун постепенно превращается в представителя интересов опекаемого.

Петр I также провел реформу, направленную на защиту детей, оказавшихся в бедственном положении, без семьи, без средств к существованию. Ее составляли меры, направленные на устройство детей, оказавшихся ненужными семье, в государственные учреждения.

В России, как и в Европе, практиковался так называемый «тайный прием», позволявший оставаться неизвестным лицу, подкинувшему ребенка. Это давало возможность не оставлять его брошенным вовсе. Источниками существования «сиропитательного гошпиталя» были частично городские доходы, а частично средства, образующиеся из пожертвований частных лиц и церкви.

Не исключал Петр I и помощи церкви, монастырей. В годы его царствования, как и в прежние времена, детей-сирот передавали в богадельни, где они содержались наряду со взрослыми.

В реформаторской деятельности Екатерины II находят свое отражение западноевропейские просветительские идеи, и императрица особое внимание уделяет заботе об устройстве осиротевших детей вообще. Создаются специальные учреждения для оставшихся без семьи, брошенных детей. По проекту известного в то время «всей душой преданного делу милосердия», известного государственного деятеля И.И. Бецкого Екатерина II издает 1 сентября 1763 года Манифест «Об учреждении в Москве Воспитательного Дома с особым гошпиталем для неимущих родильниц», который должен был быть построен «общим подаянием». Такому Дому предстояло стать учреждением государственным. На его постройку был объявлен сбор пожертвований. Цель создания Воспитательных домов сводилась к тому, чтобы истребить злодейства, воспитывать детей с выгодой и пользой, уменьшить нищенство.

Через 7 месяцев после опубликования Манифеста (21 октября 1764 года) состоялась торжественная закладка здания Московского Воспитательного дома. Его предстояло построить на берегу Москва-реки, на месте, где находился так называемый Гранатный двор. Для строений этого Воспитательного Дома был отдан участок, простиравшийся по берегу Яузы. А в марте 1770 года было разрешено открыть Воспитательный Дом в Петербурге. Первоначально он являлся отделением Московского и финансировался как на средства от казны, так и за счет благотворительности.

Открытие Московского Воспитательного Дома состоялось 21 апреля 1764 года. В нем надлежало создать совершенно «новую породу людей», детей-граждан, способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах.

Однако, несмотря на все усилия И.И. Бецкого создать так называемое «третье сословие», его идея реализовать не удалось. Воспитательные Детские Дома не были рассчитаны на такое количество детей, что прямо-таки парализовало их деятельность. А так же чрезвычайно высокой была смертность среди поступающих сюда детей. За первые четыре года существования Московского Воспитательного Дома из принятых 3147 детей больше 82 % умерло. Поэтому Екатерина стала предписывать устраивать детей в семьи.

Кроме опеки и усыновления в России, примерно с XIX века, начал вводиться патронат и патронаж, то есть «помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в заботливом домашнем уходе, в частные семьи». Семье, принявшей к себе на патронат ребенка, выплачивалось разное по размерам пособие: 5 рублей (заметная по тем временам помощь) на маленького ребенка, так как он ничем по хозяйству не помогал, и гораздо меньше на старших, так как они могли помогать по хозяйству, а значит, зарабатывать деньги. Постепенно к 14 годам выплаты прекращались. Для бедных сельских семьи патронат был обычным «народным промыслом», в основном такие семьи брали детей на воспитание. Чтобы облегчить положение ребенка, переданного на патронат, организовывался надзор за выполнением воспитателем своих обязанностей. Один из специалистов по охране детей-сирот того времени Н.В.Яблоков, обобщая многолетнюю практику государственного призрения, пришел к выводу: передача в семью ребенка-сироты - лучший способ его устройства. Таким образом, в начале XIX века, как и прежде, предметом государственной заботы оставалось устройство осиротевших бездомных детей в различного рода учреждения, заведения.

Во второй половине XX века в связи с дальнейшим экономическим развитием России Государство стало перекладывать устройство сирот на организации, в ведении которых находились отдельные группы населения.

На заре ХХ века в широких кругах европейского общества было принято называть грядущее столетие «веком ребенка». Но войны и политические конфликты разрушили иллюзии на этот счет. Первая мировая война принесла детскому населению России физические и нравственные страдания, разрушение семей, гибель родителей, голод и нищету в огромных масштабах. Усугубил положение ребенка и октябрь 1917 года. Миллионы обездоленных сирот, согнанные с постоянного места жительства, массы беженцев с малолетними детьми, расстройство правильного обучения детей в школах, их подорванное длительными лишениями здоровье.

После революции 1917 г., когда молодая советская республика столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, основной (если не единственной) формой устройства стали государственные детские дома. В 1918 году все дети признавались детьми государства и находились под его защитой и вплоть до 1989 года расширялась сеть разнообразных форм детских домов.

В Советский период шел активный поиск форм устройства осиротевших детей, хотя и эти поиски не выходили за рамки интернатного учреждения: детские коммуны, городки, трудовые колонии, пионердома. После войны, в 1945 г., было создано более 650 детских домов для детей, которые в войну потеряли родителей. В те годы в детских домах находилось более 600 тысяч детей по СССР, а в России - 400 тысяч детей. С 1960 г. стали активно внедряться школы-интернаты для детей-сирот. Многие школьные детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

В 1987 году произошло событие, открывшее новую страницу в практике защиты детей-сирот: 14 октября Всесоюзная учредительная конференция образовала Советский Детский фонд имени Ленина, который в 1991 году был преобразован в Российский детский фонд. Его отделения были созданы во всех союзных республиках, краях, областях. Миссией Фонда являлась защита прав ребенка, укрепление социальной базы воспитания, образования, досуга и общения детей, повышение ответственности всех граждан перед обществом за факты негативного отношения к детям, подросткам. Советский детский фонд имени В.И. Ленина осуществлял возложенные на него функции во взаимодействии с соответствующими министерствами и ведомствами, местными советскими органами, а также общественными организациями и учреждениями, деятельность которых связана с обучением, воспитанием и материальным обеспечением детей и подростков, прежде всего детей - сирот.

В постановлении об учреждении фонда впервые базовыми были признаны такие ценности как:

- ребенок (его личность, интересы и потребности).

- здоровье (как одно из важнейших условий самореализации личности).

- культура взаимоотношений между людьми (как одна из важнейших составляющих толерантного общества).

Источниками финансирования Фонда являлись привлеченные средства: добровольные взносы, дары и отчисления общественных организаций, творческих союзов, трудовых коллективов предприятий, учреждений и отдельных граждан, прибыли, полученной от производственной деятельности предприятий и организаций, созданных Фондом, поступлений от зарубежных фондов и отдельных лиц в виде денежных средств, материальных и культурных ценностей и недвижимого имущества, а также доходов от мероприятий, проводимых в пользу Фонда, от выставок - продаж, аукционов, лотерей, платных услуг, издательской и другой общественно полезной деятельности Фонда, направленной на благо детства.

С распадом СССР количество детей-сирот в силу различных обстоятельств резко увеличилось, в то время

Современная теория и практика социальной защиты детей-сирот характеризуется сохранением отдельных элементов советской административно-командной системы и элементов переходного периода 90-х и направлений современной политики, характеризующейся постепенной централизацией управления, успешным выполнением национальных проектов и постепенной стабилизацией социально-экономической ситуации. Как правило, социальная защита детей-сирот представляется как некий комплекс мероприятий, целью которых является защита прав и обеспечение гарантий этих детей. То есть, сироты, в Российской Федерации рассматриваются исключительно как незащищенная категория граждан[49].

Но важно понимать, что любой ребенок, в том числе и оставшийся без попечения родителей – это, прежде всего, человеческий капитал, который можно определить как сумму ресурсов и богатство общества вследствие трудовой деятельности людей, т.е. социально-экономический потенциал общества, экономическая категория, отмеченная полноценным и эффективным трудом, накопление материальных и духовных ресурсов. И чем выше будет уровень образования, профессиональной подготовки и тесно связанными с ним трудоспособностью, здоровьем населения, тем больше будет человеческий капитал.

Как уже было сказано, опека и попечительство – это часть системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрев историю и мировой опыт работы с такими детьми, проанализировав различные подходы к решению проблемы данной проблемы, можно сформулировать следующее определение социальной защиты детей-сирот:

Социальная защита детей-сирот – это система мер, направленных на восстановление нарушенных социально-экономических, политических, медико-экологических, правовых, психолого-педагогических условий, обеспечивающих па современном уровне выживание и развитие детей, путем инвестиций различных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, духовных, информационных и др.) на развитие просвещения, здравоохранения, науки, культуры, которые, воздействуя на ребенка, делают его более здоровым, просвещенным, образованным, профессионально подготовленным, следовательно, способным привносить больший вклад в ВВП страны и в ВРП ее субъектов, приносить больший доход, большую отдачу благодаря высокополезному и профессиональному труду.

Социальная защита детей-сирот должна основываться на следующих принципах:

1. Системность - организация социальной защиты как системы, включающей в себя взаимодействующие друг с другом подсистемы, каждая из которых выполняет свою, законодательно закрепленную функцию.

2. Приоритетность – направленность на соблюдение прав и улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, прежде всего, создание для них благоприятных условий развития.

3. Комплексность – разработка оценки принимаемых и реализуемых решений с учетом экономических, социальных, политических и других аспектов.

4. Непрерывность и своевременность – постоянстводеятельности в рамках социальной защиты детей-сирот и детей, отвечающей современным требованиям, обязательность контроля и оценки, позволяющих своевременно корректировать процесс.

5. Перспективность – долгосрочность и стратегическая обоснованность решений в рамках социальной защиты детей-сирот.

6. Индивидуальность и адресность – учетиндивидуальный особенностей и потребностей детей-сирот в процессе принятия решений.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что сложившаяся социально-экономическая ситуация в России определяет высокую степень настоятельной потребности значительной части детского населения страны в социальной поддержке. Особенно в этой поддержке нуждаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Поэтому на сегодняшний день перед государством и обществом стоит задача формирования принципиально новых организационных основ социальной защиты этой категории детей.

1.2 Нормативно – правовая база опеки и попечительства в РФ

Кризисное социально-экономическое положение детей, а также ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН «О правах ребенка» послужили главнейшими предпосылками для необходимости определения приоритетных направлений в области социальной защиты детей-сирот. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе. Для того, чтобы реализация политики социальной защиты стала возможной, на федеральном, региональном и местном уровне управления разрабатываются законодательные акты, определяющие нормы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Основным правовым документов Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. В области социальной политики государства этот документ закрепляет следующие направления деятельности государства: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 38 Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства, и забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Но часто случается так, что родители не могут по объективным причинам или не хотят заботиться о своем ребенке, и тогда государство берет на себя заботу о ребенке. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитаний детей и в иных случаях, установленных законом[1].

Международным правовым документом, определяющим права детей, является Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция определяет права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Данный документ является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права и состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений[7]. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали. К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году. 10 ноября 1989 года в Третьем главном комитете ООН от имени советской общественности выступил с официальной поддержкой проекта Конвенции Председатель Советского детского фонда, писатель Альберт Лиханов, а 15 сентября 1990 года данная Конвенция вступила в силу для СССР[59].

Таким образом, все законы и подзаконные акты, принимаемые на территории Российской Федерации, призванные урегулировать положение детей-сирот, не должны противоречить Конституции РФ и Конвенции ООН о правах ребенка.

С целью усиления социально-правовой защищенности детей-сирот были разработаны «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей)», твержденные решением Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российский Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания , защиты и развития детей от 26 декабря 2002 года. Национальный план действий в интересах детей, в том числе и детей-сирот внес новое представление о сущности социальной защиты детства. В нем впервые была разработана целостная система социально-экономических и правовых мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, защиту от насилия и жестокости, последствий политических, социальных, межэтнических конфликтов, экологических и иных бедствий и катастроф, создание благоприятной среды для развития детей[29]. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей ориентировались на положения Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г. и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.

Законодательными актами, защищающими права детей, в том числе и детей-сирот являются:

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 с изменениями 01.08.2007

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 с изменениями 30.06.2008

Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004

Гражданский Процессуальный Кодекс РФ от 14.11.2002

Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001

Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996

Кодекс РФ об Административных Правонарушениях от 30.12.2001

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 в ред. 20.07.2000 года N 124-ФЗ

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Федеральный Закон от 15.03.2001 (с изменениями 30.12.2008) «О Государственном Банке Данных о детях, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 N 1541-1

Федеральный Закон о Гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 N 62-ФЗ. (ред. от 28.06.2009)

Федеральный закон об актах гражданского состояния от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 23.07.2008)

Федеральный закон от 24 июля 1999 г. N 120-ФЗ (с изменю 07.07.2003 г.)

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской федерации и въезда в Российскую федерацию» от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ. (с измен. 28.06.2009)

Закон О Государственной Пошлине от 09.12.1991 N 2005-1

(ред. от 20.08.2004)

Постановление Правительства РФ «О приемной семье»

Постановление Правительства РФ от 29.03.2009 г. N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»

Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г. N 654 (в ред. Постановения Правительства РФ от 22.04.2009 N 365) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»

Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 г. N 944 «О порядке предоставления в 2008 - 2010 годах субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей»

Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 г. N 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»

Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. N 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних»

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями на 23 ноября 2009 года.

Опекуном или попечителем может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо, обладающее необходимыми нравственными и личными качествами, давшее своё согласие быть опекуном (попечителем), а также имеющее состояние здоровья позволяющее исполнять обязанности по воспитанию ребёнка. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приёмными родителями, определён Приказом Минздрава РФ от 10.09.1996 № 332.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. Не могут быть назначены опекунами и попечителями лица, лишённые родительских прав либо ограниченные в родительских правах, а также лица, больные хроническим алкоголизмом либо наркоманией, лица, отстранённые от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине[15].

Интернет на запрос “Изъятие детей” выдает массу информации. Так, один из блоггеров собрал у себя в дневнике перечень оснований, по которым органы опеки забирали детей у родителей:

“Ребенку не были своевременно сделаны прививки”, “жилье в аварийном состоянии”, “квартира требует ремонта”, “наличие в доме домашних животных”, “несвоевременное прохождение врачей в поликлинике”, “на полу разбросаны игрушки и мусор”, “отсутствие игрушек в достаточном количестве”, “в холодильнике присутствует не весь ассортимент необходимых ребенку продуктов”, “жалобы соседей на жестокое обращение с ребенком”, “ребенок часто кричит и плачет” и т.д., и т.п.

Сколько процентов семей попадает хотя бы под одно из таких оснований? Все 100? Или всего 99? Причем автор подборки отмечает, что тенденция последних лет — забирать здоровых детей из неполных семей. В то время как на бродяжек, детей алкоголиков и наркоманов органы опеки большого внимания не обращают.

А вот какую историю рассказывает питерская газета «Фонтанка». Соседи по коммуналке написали жалобу на Елену Руслякову, воспитывающую ребенка. Проверка из опеки пришла аккурат в день рождения женщины, когда она вместе с друзьями сидела за праздничным столом. Ребенка “изъяли”. А родителей попытались лишить родительских прав. Причем не только уличенную в “разгуле” мать, но и отца (!), который давно жил отдельно, но все свои обязанности по отношению к дочери исправно выполнял. Журналисты предположили, что причиной такого рвения могли стать две комнаты в коммуналке, записанные на девочку. Ведь после лишения прав родителей распоряжаться имуществом будет вновь назначенный опекун. Вот только доказать злой умысел практически невозможно — формально опека действует в рамках своих полномочий. После вмешательства прессы иск, однако, был отозван, и дочь вернули матери.

СПРАВКА "МК"

В Москве родительских прав были лишены: в 2006 году — 1882 человека, в 2007 году — 2050 человек. Как ожидается, в 2008 году “лишенцев” будет еще больше.

«А у нас в квартире газ»

Я решил своими глазами увидеть “нехорошую квартиру”. К Капустиным приехал без предупреждения. Судя по всему, за два месяца тут многое изменилось. В прихожей, правда, слегка тянет сыростью, но на первых этажах старых домов это обычное дело. В остальном — полный порядок. В детской — двухъярусная кровать и детская кроватка, из-под которой выглядывает горшок. Пол застелен ковром веселенькой расцветки. Но в дверь действительно врезан замок.

Есть у опеки и еще одна примечательная деталь: полное отсутствие «вертикали», т.е. структур на уровне округа и всей Москвы. Говорят, что при создании этой системы об этом просто забыли – а сегодня получается, что пожаловаться «наверх», если инспектор принимает, на ваш взгляд, незаконное решение, невозможно. Разумеется, остается суд – в нем можно опротестовывать решение кого угодно. Однако, как отмечает Денис Дячек, директор локального офиса «Тушино» агентства DOKI, здесь вряд ли будет практический смысл: сделки на рынке недвижимости совершаются довольно быстро, и за время, пока дело рассмотрит суд, квартира будет десять раз продана другому покупателю. Так что единственный, пожалуй, вариант – жаловаться руководителю муниципалитета. Тонкость тут в том, что этот чиновник, скорее всего, не очень хорошо разбирается в недвижимости, и к тому же не хочет ради интересов какого-то «человека с улицы» отменять решение собственного сотрудника. Поэтому жаловаться начальнику имеет смысл только в тех случаях, когда инспектор по опеке наворотил нечто совсем уже невообразимое.

Разумеется, все понятно в очевидных случаях – квартира меняется на бОльшую по площади, район не хуже, количество комнат увеличивается. А как быть в случаях, когда, например, меньше площадь, но лучше район? Или Москва на Подмосковье? Или еще что-то подобное? В таких случаях, говорит Анна Харьковая, управляющий центра сопровождения компании «ХИРШ», у каждого инспектора – свой «фирменный стиль»: один смотрит на общую площадь, другой на оценку квартиры (за неимением рыночной тут годится бумага из БТИ – что с того, что расстояние между тамошними цифрами и реальной ценой квартиры – как до Луны?!).

СШ Изобелин

08.2012. признаны нарушения в организации питания в 2011/2012 учебном году, привлечена к дисциплинарной ответственности и уволена. (Ответ РИК от 29.10.2012).

Волковысского РИК

23.08.2012 уволена с занимаемой должности, и назаначена «на другую должность, не имеющую отношения к Вашей семье…». ответ Гродн. УО от 28.11.2013 г.(«другая должность» – это учитель дефектолог одной из городских школ).

Не выявлено.

Тем не менее представители общественных организаций все еще сомневаются в правомочности отобрания детей. Так, руководитель Ассоциации родительских комитетов и сообществ России, юрист Ольга Леткова сообщила корреспонденту "РГ", что ознакомившись с документами по этой ситуации, она не нашла в них обоснований, в чем состояла непосредственная угроза жизни или здоровью детей и была ли она. А ведь в соответствии с Семейным кодексом именно на таком основании ребенок может быть изъят из семьи. "Если угроза была, органы опеки должны были в течение семи дней оформить иск о лишении или ограничении родительских прав. Дети были отобраны 24 февраля, а иск в суд предъявлен только 17 апреля, то есть почти через два месяца. Спрашивается: на каком основании дети находились в приюте все это время?" - возмущается правозащитник.

Дверь будет препяттвием в том случае, если она металлическая. Вряд ли они рмискнут взрывать её.

Вы не обязаны открывать даже милиции, сославшись на нездоровье.

10. Гоните прочь ювенальщиков и не ведите с ними никаких разговоров.

Еще одна проблема, которая побудила инвалида отправиться в Москву, - некачественные медицинские услуги. Бычков проехал на инвалидной коляске около 20 километров. На посту ГИБДД сотрудники полиции посадили его в автобус, следующий в Москву. "Завтра буду стоять у Кремля с плакатом. Не уеду оттуда, пока меня не услышат. Мои проблемы – это проблемы большинства инвалидов области", - заявил Сергей Бычков.

Главные тезисы, на основании которых сотрудники опеки и КпДН устраивали бесконечные проверки, были следующими: «мы проверяем все семьи», «у вас на кухне не прибрано», «ваши шиншиллы содержатся в лучших условиях, чем дети» и фраза из школьной характеристики о том, что у одной из девочек «появились удовлетворительные оценки». Получается, что семья, в квартире которой идет ремонт, живут домашние животные, а дети изредка получают удовлетворительные оценки — обречена на подозрения со стороны чиновников и перманентную нервотрепку на основании какого-то анонимного доноса?

Советы борца

И сразу же государство начало предъявлять претензии к тому, как семья воспитывает ребенка. Как только возникает вопрос предоставления социального жилья, социальных выплат, государство начинает контролировать процесс воспитания. В советское время это был вопрос идеологии: считалось, что государство более компетентно в вопросах воспитания и семьи. После развала Союза элемент воспитания был убран из задачи школ и прочих образовательных институтов. Сейчас все жалуются, говорят, что этот компонент надо вернуть». Альшанская подчеркивает, что, если сейчас детский дом считается наказанием для родителей, которые, по мнению властей, не справляются с воспитанием детей, то в советские годы детский дом был «одной из образовательных услуг полного цикла».

Ситуация, сложившаяся сегодня, во многом парадоксальна: родителей пугают мифом о ювенальной юстиции, благодаря которой государство забирает детей, а в то же время органы опеки пользуются практически безграничными полномочиями и могут на

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление