Биография леонид утесов

Биография утёсов леонид

Биография

В 1917 Леонид Утесов занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».

Сайт: Знаменитости

Народный артист СССР (1965)

Дество

Дата cмерти: 9 Марта1982г.

Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.

Леонид Осипович Утесов (1895-1982), артист эстрады, народныйартист СССР (1965). Выступал на эстраде с 1911. Организатор (1929),руководитель и солист первого советского джазового коллектива — «Теа-джаза»(позднее Государственный эстрадный оркестр РСФСР), с которым снялся в фильме«Веселые ребята» (1934). Внес значительный вклад в развитие советской песни.

Каким я был, таким я не остался.

Утёсов Леонид Осипович

Леонид Осипович Утесов [наст. имя и фам. Лазарь ИосифовичВайсбейн] [ 9 (21) марта 1895, Одесса — 9 марта 1982, Москва], советскийэстрадный певец, киноактер, народный артист СССР.

Леонид Утесов учился в Одессе в коммерческом училище, но незакончил его. С 1909 работал в бродячем цирке, учился играть на скрипке. В 1912поступил в Кременчугский театр миниатюр, тогда же взял сценический псевдонимУтесов. В 1917 занял первое место на Гомельском конкурсе куплетистов и в этомже году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду«Эрмитаж». В 1919 впервые снялся в кино в фильме «Лейтенант Шмидт — борец засвободу». С 1921 по 1928 Леонид Утесов играл в Московском театре революционнойсатиры и Театре музыкальной комедии, Палас-театре, Ленинградском свободномтеатре, Рижском театре «Маринэ». В 1925 снялся в фильмах «Карьера СпирькиШпандыря» и «Чужие».

- Их сосед по дому был скрипачом. Маленький Ледя укладывался на пол перед его дверью, прикладывал ухо и слушал. Чуть повзрослев, стал бегать на Приморский бульвар, где на каждом шагу играли маленькие оркестры. Но родители ни о каком искусстве даже слышать не хотели - они отправили сына учиться по коммерческой линии в знаменитое училище Файга. Славилось оно тем, что туда со всего света отдавали разгильдяйских детей. Файг принимал всех без исключения, но при одном условии: за обучение еврейского мальчика необходимо оплатить дополнительные 50 процентов - эти деньги шли на обучение русского мальчика. Но дядя Ледя училище не закончил.

- Почему?

- Некоторые утверждают, что случай произошел на уроке математики, который вел отец писателя Валентина Катаева. Но, судя по всему, дядя отличился на Законе Божьем. Короче, за плохое поведение батюшка стукнул Леню. С наказанием тот не смирился, взвился орлом и кинул боевой клич. Ребята закрыли шторы, в классе стало темно. Всем скопом будущие коммерсанты отловили попа, измазали его мелом и черными чернилами. За эту выходку будущего артиста выгнали с треском и со скандалом.

После изгнания счастливее дяди на земле человека не было. Он тут же поступил в известный цирк Бородулина, разъезжал с труппой по стране, затем служил в провинциальных театрах. Не зная нот, потрясающе играл на многих музыкальных инструментах. Затем было Запорожье и знакомство с Леночкой.

- В армии служил?

- Да, еще в царской. Правда, в надежде, что не заберут, решил поступить в Одесскую консерваторию по классу скрипки. Но его все равно призвали. На службе дядя себе не изменил. Увидев красавицу-жену своего старшины, давай весьма откровенно с ней заигрывать. Ну и началось - всех отпускают в город на день, Леонида, чтобы он как можно реже крутился в гарнизоне, - на две недели. Но и это сильнодействующее средство не помогало - перед Ледичкиным напором трудно было устоять. И старшина добился невозможного - убрали дядю из армии намного раньше положенного срока, тем самым сохранив для искусства.

- О Леониде Осиповиче при жизни ходило много баек.

- Однажды даже прошел слух, что он умер. Оказалось, что когда-то у дяди в горле застряла рыбья косточка, которая со временем обросла тканями. Она его не беспокоила, и вдруг начались боли. В Институте Склифосовского Утесову удалили опухоль. Народ шутил, что, дескать, его голос после этого звучать стал лучше. Когда спрашивали, какой вуз он закончил, дядя гордо отвечал: "Я окончил Институт Склифосовского". На одной из встреч Леде задали вопрос: "Это правда, что у вас был рак?". - "Не рак - рыба".

В 1913-м новоиспеченный Леонид Утесов (настоящая фамилия больше никогда не появится на театральных афишах) поступил в Театр миниатюр, располагавшийся в городе Кременчуге. Тут театральная карьера пошла в гору.

Молодой артист выпустил бенефис под названием «От трагедии до трапеции». Спектакль шел много часов подряд. Сначала Леонид разыгрывал сцену из драматического спектакля, затем пел акт из оперетты, следом исполнял партию первой скрипки в скрипичном трио, после чего разыгрывал пантомиму. Но и это еще не все. Дальше шли сатирические куплеты, юмористический рассказ, танец, романс, пародия, жонглирование, а в финале – полет на трапеции. Его очень хорошо принимали, особенно в Одессе. Большим поклонником разностороннего таланта молодого артиста стал знаменитый король преступного мира – Миша Япончик (Винницкий его настоящая фамилия). Леонида Утесова он не раз выручал в вопросах, связанных с его (Мишкиным) «департаментом».

настоящая фамилия утесова

Женитьба

Особенно горячо Утесова принимает Одесса-мама. В числе верных поклонников – некоронованный король города Михаил Виницкий, более известный как Миша-Япончик. Вообще-то Миша по своим воровским законам должен был Утесова убить: тот позволил себе ударить кого-то из его ближайшего окружения. Но дело кончилось миром, да так, что Утесову позволено было в любое время захаживать в кафе “Фанкони” (что-то вроде штаба Япончика). Леонид Осипович этим пользовался. Однажды куплетист Лев Зингель пожаловался ему: фрак украден, не в чем выступать. Утесов кинулся в “Фанкони”, а когда приехал обратно в театр, увидел ошарашенного Зингеля, утопающего в разноцветном ворохе фраков – “мальчики” Миши-Япончика не смогли припомнить, какой именно они украли из театра, и привезли все восемнадцать. Когда же во время гражданской войны и безвластия жители Одессы, опасаясь грабежей, стали неохотно ходить в театр, Утесов снова обратился к Мише-Япончику. “Король”вник в проблему и велел написать на афишах: “Свободный ход по городу до 6 утра”. Одесситы все поняли правильно и снова стали покупать билеты.

СПАСИБО, СЕРДЦЕ!

А сколько у него было поклонниц! А ведь это не всегда идет на пользу артисту. Одна экзальтированная поклонница, прочитав в утренней газете, что Утесов погиб, упав с каната, застрелилась за несколько часов до того, как в вечерних газетах вышло опровержение - на самом деле он, действительно упав, отделался ушибами и как ни в чем не бывало продолжилспектакль. В другой раз за Утесовым с шашкой наголо гонялся усатый верзила-полицейский, муж очень хорошенькой, но ветреной жены, любительницы театра и актеров. С каждой из своих партнерш (а их, учитывая частую смену театров, у Утесова была уйма) он непременно заводил роман. Вот и актриса Леночка Гольдина (Сценический псевдоним – Ленская), сразу влюбилась и на второй день знакомства согласилась выйти за семнадцатилетнего Утесова замуж. Почему он вдруг решил жениться, и почему именно на Леночке? Не то чтобыУтесов влюбился сильнее обычного, и не то чтобы партия оказалась сколько-нибудь выгодной… Но Лена, будучи старше его на три года, была неуловимо похожа на Малку Моисеевну – и лицом, и нравом.

У Лены были утеряны документа, и целый год Утесов искал раввина, который бы согласился их обвенчать. Наконец, когда Лена была уже глубоко беременна, нашел. Выйдя из синагоги, молодой супруг сказал: “Твой единственный действующий документ – мой паспорт, в котором ты теперь записана. Ты никогда от меня не уйдешь!”.А через несколько дней у них родилась дочь – Эдита, Диточка. Отцом Леонид Осипович был, может, и не совсем обычным, но точно – хорошим.

Семья артиста Утесова в очередной раз переезжает из одного города в другой. Поезд набит мешочниками, спекулянтами – повернуться негде, духота, шум... Маленькая Дита плачет. Утесов заговорщицки подмигнул дочери и жене и вдруг, вылупив глаза и дергая ртом, взвыл: “Ой, черти побежали!” и полез руками в чье-то бородатое лицо, потом под платок к какой-то бабе… Очень скоро в купе они остались одни.

В шестнадцатом году Утесова забрали в армию. После трех недель обучения он неминуемо попал бы в маршевую роту, а там на фронт, в окопы, если бы у фельтфебеля Назаренко не было молодой жены. Леонид при каждой встрече так галантно целовал ручку чернобровой Оксане, что Назаренко не выдержал и … помог выправить фиктивную медицинскую справку, освобождавшую Утесова от армейской службы по причине порока сердца. Это было настоящим спасением для Лены и Диты – артистический заработок Утесова, пусть и не слишком большой, был их единственной статьей дохода.

В 1937 джаз-оркестр Утесова представил программу в двух отделениях «Песни моей Родины». В первую часть вошли песни о гражданской войне (Тачанка, Полюшко), вторую составили лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1938 Утесов в качестве художественного руководителя выпустил спектакль «Два корабля», в котором прозвучали песни Варяг, Раскинулось море широко, Моряки, Краснофлотский марш, Баллада о неизвестном моряке. В 1939 написал свою первую книгу «Записки актера». Играл роль директора кардиологического санатория «Спасибо, сердце» в спектакле-водевиле «Много шума из тишины», где исполнил песни Тайна, Му-му, сразу ставшие популярными. В том же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.

- он чувствовал , что говорил собственные слова , забывая , что он артист , и подбадривал не только Мишку , но и самого себя .

Однажды концерт проходил на перроне Ярославского вокзала для полка морской пехоты . Утесов пропел про партизана Морозко . И вдруг из теплушки выскочил " плечистый матрос , перепоясанный пулеметными лентами , с автоматом на груди и протянул Утесову руку :

- С такой песней и в бой идти не страшно " . ( ТУР П ." Леонид Утесов" . " Театр " , 1965 г. N 7 ) Утесов со своим ансамблем побывал на многих фронтах , однако выступить на всех боевых участках , обслужить всех тыловиков было невозможно , и Утесову предложили сняться в фильме " Концерт фронту " . Вместе с ним снимались : М.Царев , О.Лепешинская , Л.Русланова , К.Шульженко , И.Козловский , и другие артисты . Кстати , конферировал А.Райкин .

Пожалуй , никогда ранее Утесов не слышал такого общего одобрения своего творчества , как в годы войны .

С репертуаром у Утесова всегда было трудно , хорошая песня вещь дефицитная . Нокак раз в военные годы хороших песен появилось больше , чем в предыдущие , да и в последующие годы .

О чем бы ни пел Утесов , все исходило из его сердца , а потому и находило путь к сердцам слушателей . Вероятно , это и есть талант .

Рядом с лирикой у Утесова всегда соседствует юмор , но все равно лирически окрашенный .

В беседе с корреспондентом Утесов утверждал : " Чем больше у человека развито чувство юмора , тем для меня он человечнее ... Человек с развитым чувством юмора , это мое глубокое убеждение , не может быть деспотичным , подлым " . (" И тот , кто с шуткой" . - " Труд " , 1968 г. 4 авг. ) Сам Утесов говорит : " Когда я умру , этак лет через сто , - к сожалению , случится , - позовите к моей могиле оркестр . Если я не вскочу из гроба , значит , я действительно умер " . ( И тот , кто с шуткой .- " Труд ".1968 г. 4 авг. )

Совсем незадолго до окончания войны , режиссер Р.Симонов в статье , посвященной Утесову писал : " У Утесова редкое сочетание талантов музыканта и драматического актера , что позволяет обогащать содержание песни , делать его более глубоким . В каждой своей песне он не только исполнитель , но и автор , такой же , как композитор и поэт . Можно подчас удивляться большой эмоциональной подвижности артиста , способности его в каждой новой песне перевоплощаться , создавать образы : лирические , комические , сатирические , драматические , трагические . Вспомним хотя бы его последнюю джаз-сюиту " Салют " ( 1944 г. ) : от песен горя и гнева - до песен сатирических и победных . И хотя больше всего говорят об утесовском юморе , но иногда , слушая драматическую по теме песню в исполнении этого артиста , действительно затрудняешься сказать , какая тема ему ближе - комическая или драматическая ?

Он не только как талантливый музыкант ведет оркестр , но интерпретирует мелодию , проникается ее содержанием , умеет жестом , мимической игрой заразить своим настроением зрительный зал , помогает ему проникнуть в самую глубину содержания мелодии . Мы не видим его лица , когда он дирижирует оркестром , иполняющим " Марш Гастелло " , но как проясняет героическое звучание этого марша патетический , драматический жест Утесова - дирижера ! " ( Симонов Р." Утесов" . - " Советское искусство " , 1945 г. , 29 марта )

Успех Утесов и его оркестр имели большой , авторитет коллектива и его руководителя , установившийся во время войны , не снижался . В 1947 году Утесову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств .

Казалось , что в первые послевоенные годы положение Утесова и его оркестра было стабильным . Везде их хвалили , не хватало билетов на концерты . Утесов находился в поре творческой зрелости . Что же касается оркестра , то о нем сам руководитель через несколько лет писал так : музыканты " любили свое дело и не жалели на него сил . Я это знал и все от них требовал , требовал , и мне все казалось мало , я всегда был не доволен . Я чувствовал , что они могут лучше - и именно в силу этой любви . И после каждого концерта я придирался к малейшему их промаху и сердился на них .

А теперь , когда я слушаю пластинки тех лет , я понимаю , какие они были молодцы , какие тонкие и сложные вещи им удавались , и кляну себя , что был безжалостным " . ( Утесов Л." Спасибо , сердце !" ) Значит , и оркестр , по мнению его руководителя , отличался высокими достоинствами .

Но история повторяется . На смену РАПМа пришел ЦК ВКП(б) . Постановление ЦК ВКП(б) (1946) " О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению " призывало "...отражать в произведениях искусства прежде всего жизнь советского общества в ее непристанном движении вперед по пути к коммунизму ". И критики сразу набросились на Утесова .

Их недовольство вызывало то , что Утесов выступал с джазом . Некоторе музыковеды продолжали рассматривать джаз как одно из проявлений буржуазной культуры и в силу этого не могущее быть представленным на советской эстраде . В одной из статей М.Сокольский писал : " что может быть менее созвучным нашей музыке , нашим советским песням , богатейшему фольклору советских народов , чем ноющий , как больной зуб , или воющий саксофон , оглушительно ревущий изо всех сил тромбон , верещащие трубы или однообразно унылый стук всего семейства ударных инструментов , насильственно вколачивющих в сознание слушателя механически повторяющиеся ритмы фокстрота или румбы .

В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбёжки.

Р. S.

Музыкальные критики часто обвиняли его в отсутствии певческого голоса. Леонид Иосифович неизменно отвечал: «Пусть так! Я пою не голосом – я пою сердцем!». Стать легендой при жизни и остаться ею после смерти – удел избранников. Утесов – среди этих немногих.

ФАКТЫ

Ссылка на эту страницу:

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление